Искусство балета в Австрии зародилось в 16 в., когда устраивались придворные представления с танцами. Первыми танцмейстерами при венском дворе были итальянцы Ф. Леньяно и Ч. Негри (кон. 16 в.), а также К. Беккариа, С. и Д. Вентура (17 в.). Ставились конные балеты, маскарады, танцы включались в оперные и драматические спектакли. Одновременно бродячие труппы развивали традиции народного танца. С сер. 17 в. музыку ко многим представлениям писал композитор. Й. Шмельцер. В 1670-х гг. в венской придворной труппе, которую возглавлял. А. Драги, появились уже профессиональные актёры. В начале 18 в. известность получили танцмейстеры К. Аппельсхофер и С. П. Левастори делла Мотта. Считается , что первой австрийской профессиональной танцовщицей была А. Сцио (с 1724), жена танцмейстера А. Филибуа. В сер. 18 в. в Вене действовали публичные "Кернтнертортеатр" и "Бургтеатр", где выступали профессионалы. В 40-60-х гг. в этих театрах работал Ф. Хильфердинг, заложивший основы австрийского национального балета. Он использовал сюжеты классицистских трагедий ("Британник" по Ж. Расину), ставил мифологичические ("Орфей и Эвридика") и бытовые балеты, нередко включая в спектакли сценки комедийного и гротескового характера ("Дивертисмент садовников", "Прядильщица, или Голландский трактир" и др.). Хильфердинг один из первых выдвинул идеи действенного балета и сюжетного спектакля, где широко использовалась пантомима. Впоследствии эта сценическая форма получила широкое развитие в творчестве Г. Анджолини и Ж. Ж. Новера, которые также работали в Вене. При них А.б. достиг высокого уровня. В 1758-66 Анджолини поставил в Вене балеты "Дон Жуан" и "Семирамида" Глюка и ряд комич. спектаклей, в 1767-75 там же Новер поставил "Дон Кихот" и "Горации и Куриации" Старцера, "Аппелес и Кампаспа" и "Ифигения в Тавриде" Аспельмайра и др. В спектаклях выступали танцовщики Г. Вестрис, Ш. Ле Пик и др. Большое значение для развития балетного искусства имела полемика между Анджолини и Новером о путях развития действенного танца: "Письма к Новеру о пантомимных балетах древних" (1765), предисловия Анджолини к либретто ряда поставленных им в Вене балетов, венское издание "Писем о танце и балетах" Новера (1767). В 1776 после реорганизации "Бургтеатра" (новое назв. - Придворный и нац. театр) балетная труппа была распущена. Интерес к балету в Вене уменьшился. Некоторое оживление наступило в 1791 с приходом в Придворный театр (работавший в помещении "Кернтнертортеатра") балетм. А. Мудзарелли. Новый подъём А.б. связан с деятельностью С. Вигано (1793-95 и 1799-1803), поставившего балеты "Тщетная предосторожность" (1794); "Ричард Львиное Сердце" Вейгля (1795), "Творения Прометея" (1801). До 1812 в Вене работали балетм. Ф. Клерико, Г. Джоя, С. Галле, К. Тальони, Дж. Вигано, П. Анджолини, Л. Анри, а с 1812 - Л. Дюпор. В 1813 балетные спектакли ставили также в "Театр ан дер Вин", где имели успех балеты-сказки в пост. Ф. Хоршельта и выступления его детской труппы (1815-17). Тогда же в "Леопольдштадттеатре" шли балеты и пантомимы балетм. П. Райнольди. В 1814-20 балетмейстером в Придворном театре был Ж. Омер. В 20-х гг. здесь работали сёстры Т. и Ф. Эльслер. Ф. Эльслер выступала в Вене до 1832, затем стала одной из самых знаменитых романтич. танцовщиц (гастролировала в европ. странах и США). В 20-х гг. в Вене много ставил балетм. Ф. Тальони, в 1822 дебютировала его дочь, выдающаяся романтич. танцовщица М. Тальони. В 1836-59 труппу Придворного театра возглавлял Дж. Голинелли. Репертуар составляли романтич. балеты Ф. Тальони ("Сильфида", "Дева Дуная"; "Гитана" Шмидта и Обера), Ж. Коралли ("Пери"), Коралли и Ж. Перро ("Жизель"), Перро ("Эсмеральда" и "Катарина, дочь разбойника" Пуньи). Выступали М. Тальони, К. Гризи, Перро, Ф. Черрито. В 1840-50 в романтич. балетах известностью пользовалась австр. танцовщица К. Ланнер. В 60-х гг. постановки осуществляли приезжие балетмейстеры: П. Тальони ("Сатанелла" Гертеля), А. Сен-Леон ("Скрипка дьявола" Пуньи), А. Бурнонвиль ("Неаполь").
В 1869 была открыта Венская придворная опера. До 1890 балетмейстером и руководителем школы при театре был К. Телле, поставивший балеты (некоторые совм. с П. Тальони и Дж. Рота): "Коппелия" (1876), "Сильвия" (1877) и др. В 1870-90 известность получили танцовщицы Б. Линда, К. Абель, Л. Черале, танцовщики А. Биркмайер, Й. Хасрайтер, который в 1891-1920 был гл. балетмейстером труппы и полностью обновил её репертуар. В спектаклях Хасрайтера нашли отражение нац. особенности австр. танц. культуры. Он ставил балеты на музыку венских композиторов, широко использовал формы бытового танца, в т. ч. венский вальс. Среди 48 его постановок - сказки (на сюжеты бр. Гримм и Х. К. Андерсена) и лирико-комедийные балеты. Наиболее известны - "Фея кукол" (1888) и "Солнце и земля" (1889) Байера, "Сезоны любви" на муз. Шуберта (1911), мн. годы остававшиеся в репертуаре. В 1900-1910-х гг. в числе известных танцовщиков - И. Сирони, С. Черри, в нач. 20-х гг. танцовщица - Э. Штролендорф.
В нач. 20 в. в Австрии распространился ритмопластический танец, который приобрёл здесь свои нац. формы, в частности в искусстве сестёр Г., Э. и Б. Визенталь, исполнявших вальсы. В числе представителей этого направления также Г. Боденвизер, Р. Хладек (была педагогом и балетмейстером до 70-х гг.). В 20-30-х гг. в Венской гос. опере работали балетмейстеры: Г. Крёллер ("Взбитые сливки" Р. Штрауса, "Дон Жуан"), М. Вальман, поставившая популярный балет "Австрийская крестьянская свадьба" (музыка народная, в обр. Зальмхофера, 1934). В. Френцль, возобновлявший традиц. венские балеты ("Фея кукол" и др.). Наиболее известные артисты 20-30-х гг.: Г. Пихлер, Х. Пфундмайр, М. Бухингер, Р. Раб, А. Краузенекер, представители семейств Френцль и Биркмайер.
В 1942-58 балетмейстером Венской государственной оперы была Э. Ханка. Под её руководством труппа пережила трудности военных лет (в 1944 театр был закрыт, в 1945 сгорел, отстроен лишь в 1955). Она сформировала репертуар первого послевоенного десятилетия, куда вошли главным образом её постановки (св. 60 балетов многие с музыкой австрицских и немецких композиторов): "Жоан из Цариссы" Эгка (1942), "Венецианский мавр" Блахера (1955), "Отель "Захер"" Хельмесбергера в обр. Шёнхерра и "Медуза" фон Эйнема (оба - 1957). Воспитанная в традициях немецкой экспрессионистской школы, Фрау Ханка в своих балетах сочетала классические и ритмопластические танцы. В эти годы ведущими были танцовщицы Ю. Драпаль, Л. Темплер, Э. Брекснер, Л. Бройер, М. Бауэр, танцовщик Р. Новотни. Труппу Венской гос. оперы возглавляли Д. Парлич (1958-61), А. Миллош (1963-66 и 1971-74) и В. Орликовский (1966-71, уроженец Харькова). Миллош поставил мн. спектаклей на классическую музыку, а также балеты И. Ф. Стравинского, Б. Бартока, С. С. Прокофьева в собственной редакции; Орликовский - "Спящую красавицу", "Золушку", "Принца Пагод". В репертуаре сохраняются старинные балеты, в т. ч. "Фея кукол", отдельные работы Ханки, включаются постановки балетов классического наследия: "Лебединое озеро", "Щелкунчик" (1973, балетм. Ю. Н. Григорович), спектакли Дж. Баланчина, Х. ван Манена, Дж. Ноймайера, Т. Шиллинга, Т. Болендера и др. С приходом к руководству труппой и балетной школой Г. Бруннера (с 1976) репертуар стал быстро обогащаться. В 60-е-70-е гг. ведущими артистами были: танцовщицы Д. Клемиш, К. Циммерль, Э. Цлоха, У. Вюрер, С. Кирнбауэр, Л. Мар, Л. Шоерман, Г. Чех, Ю. Гербер; танцовщики В. Диртль, К. Музиль, П. Вондрак, Л. М. Музиль, М. Биркмайер, Ф. Вильхельм.
В Вене балеты ставятся и в театре "Фолькс-опер"-(нем. Volksoper Wien (в 1955-72 гл. балетм. Д. Лука)) и в "Театр ан дер Вин" (в 1967-74 балетм. А. Миттерхубер). Балетные труппы работают также в городах Грац, Линц, Клагенфурт, Зальцбург и др. Осн. балетная школа функционирует при Венской гос. опере (с 1760-х гг.). Свою школу имела также Лука. В Лаксенбурге под рук. Р. Хладек действует филиал танц. школы Э. Жака-Далькроза. В числе исследователей балета - Ф. Дерра де Морода, автор книг и учебников о танце (в 1952-67 имела свою школу); среди критиков Г. Бруннер, Л. Г. Шюллер, А. Оберхаузер.
После того как Рудольф Нуриев остался на западе, он стал танцевать в Венской опере. В 1964 году на сцене Венской оперы Нуреев поставил “Лебединое озеро”, и вместе с Марго Фонтейн они исполнили главные роли – им устроили безумную овацию, занавес поднимался больше восьмидесяти раз. В конце своего жизненного пути он даже дирижировал в Вене. В 22-м районе, в одном из самых привлекательных мест австрийской столицы – зоне отдыха на берегу Дунайского канала, городские власти назвали часть набережной у вновь построенного жилого комплекса “Нойе Донау” в честь нашего соотечественника и современника, знаменитого танцовщика и хореографа Рудольфа Нуреева Rudolf-Nurejew-Promenade. 25 января 1982 года он получил австрийское гражданство.
После развала СССР в Австрии появились танцовщики – наши соотечественники. Например, вся Австрия обсуждала скандал госпожи Карины Саркисовой когда в августе 2010 года она была уволена из трупы Венской государственной оперы за участие в эротической фотосессии, однако потом восстановлена.